Пн.-пт.: 09-00 - 23-00 Сб.-вс.: 10:00 - 21:00 Без праздников и выходных

Сравнение государственных публичных закупок: РФ, США, ЕС

В данном исследовании рассматривается российский институт публичных закупок, его правовое регулирование, практические проблемы, а также проводится сравнительный анализ функционирования данного института в России, США и странах ЕС.

В 2013 году после того, как был принят федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начался новый этап реформирования института закупок. Так, произошел переход к контрактной системе закупок (аналогичные системы уже функционируют в США, Канаде и других развитых странах, хоть и с определенными отличиями).

Процесс государственной закупки или прокьюремент включает в себя 5 этапов:

  1. Планирование.
  2. Обоснование предложенных закупок.
  3. Регламентация закупок.
  4. Размещение гос.заказа.
  5. Контроль над выполнением.

Планирование государственных закупок

Этап планирования государственного заказа является важнейшим, так как именно данный этап определяет эффективность дальнейших процедур и регулирует экономическую составляющую.

Уже на этом этапе видна разница в российском и американском подходе к планированию государственных закупок. Если в США доля государственных закупок занимает 20% в соотношении к ВВП (максимальный показатель представлен во Франции – 27% от ВВП), то в России это 11% от ВВП.

Планирование государственных закупок в РФ жестко регулируется бюджетным законодательством, а также нормами антимонопольного, административного и других законодательств.

В США же отсутствует единое регулирование всех государственных заказов – регулирование затрагивает только исполнительную власть. Муниципальные органы руководствуются правилами, установленными органами власти данного уровня.

Стоит отметить, что в странах ЕС распространена практика квотирования национальных производителей и малого, среднего бизнеса. Это позволяет поддержать национальную экономику и стимулировать развитие малого бизнеса.

В России с января 2014 года действуют ограничения по закупке отдельных категорий товаров у иностранных производителей (импортозамещение как ответ на санкции), при этом субъекты малого бизнеса остаются ущемленными. В 40-50% случаев госзаказы выполняются единственным поставщиком, который после этого нередко оказывается банкротом, что позволяет сделать вывод о коррупционных явлениях, нарушениях в процессе осуществления государственных закупок.

Проведенная в 2011 году в США реформа, а с ней и принятая Дирректива №2005-52 обязала исполнительные органы власти выставлять экологические требования к товарам в 95% государственных закупок, в то время как российский закон №94-Ф3 позволяет выставлять требования только к энергоэффективности товаров и только в контрактах на энергосервис.

Есть и схожие тенденции российского закона №44-Ф3 с американским законодательством в вопросах государственных закупок. Так, достаточно похожими процедурно выглядят двухэтапный конкурс, а также появление контрактной службы в РФ.

Размещение государственных заказов и контроль над их выполнением

Говоря о размещении государственных заказов, стоит отметить создание российского веб-сайта zakupki.gov.ru. Во всех развитых странах существуют национальные системы-агрегаторы государственных закупок, позволяющие поставщикам получать оперативную информацию о проводимых конкурсах.

Значительно разнится этап контроля над выполнением заказов, поступающих от государства. В США, Канаде и странах ЕС проводится комплексный аудит выполнения закупок, включающий не только параметр цены заказа, но и своевременность исполнения заказа, качество поставляемых товаров и\или услуг.

В РФ анализ выполненных закупок сводится к проверке конечной цены контракта, что приводит к демпингу, снижению качества закупаемых государством товаров и\или услуг.

Подводя итоги, стоит отметить, что важнейшую декларируемую цель контрактных государственных закупок – повышение конкурентоспособности, - поможет достичь упрощение регистрации для предпринимателей либо введение для них преференций.

В США такие опции действуют в регионах с «хронической безработицей», в странах ЕС они действуют вне региональной привязки.

Введение требований по качеству и экологичности товаров, закупаемых государством, позволит перейти к устойчивому развитию.